16:50 

Мудрости пост

Консул
кто на рассвете бросит к твоим ногам черные жала, вырванные у смерти
Доброго дня, уважаемые сообщники.

Пришла в голову идея создать пост, в котором мы все могли бы поделиться фрилансерской мудростью друг с другом и с подрастающем поколением. Не важно, насколько вы опытный специалист на данном этапе, вы наверняка уже решили для себя, с какими клиентами не стоит иметь дело, как назначать цену и устанавливать сроки, какую платежную систему удобнее всего использовать, как объяснить родственникам, что ты не тунеядец, а фрилансер, как организовывать свой день, какая музыка способствует росту продуктивности и так далее.
Подумайте, что вы посоветовали бы себе пять лет, год, месяц, день назад и поделитесь.

@темы: будни, веб-дизайн, дизайн, иллюстрация, копирайтинг, маркетинг, о себе, оптимизация и продвижение, перевод, программирование, фотография, фронт-энд

Комментарии
2015-08-13 в 17:00 

Консул
кто на рассвете бросит к твоим ногам черные жала, вырванные у смерти
Первое, что приходит на ум:

1. Постарайтесь не связываться с вебмани. Более неудобного сервиса и не представить, особенно, для тех, кто живет не в крупных городах. Если же у вас нет выбора, никогда НИКОГДА не заводите несколько аккаунтов и вообще старайтесь сразу получить персональный аттестат, если планируете сотрудничать с ними долго.
2. Не откладывайте заказ на то время, которое привыкли отдавать сну. Вообще старайтесь не перекладывать неприятные дела на будущую версию себя, поверьте, вам будет не просто так же неприятно - в разы неприятнее.

Допишу потом, когда еще что-то на ум придет.

2015-08-13 в 17:39 

don_beedon
ну охуеть теперь
О, я напишу сюда действительно много комментариев, тоже пачками. х)

• Не разбрасываться заказчиками, потому что лень, нет настроения или времени отвечать, общаться, работать. Минимальное внимание к заказчику, даже если это будет отказ от работы, поддержит отношения и не исключит заказ в будущем, когда он будет в тему.

• Не распространяться о своей личной жизни.

В качестве примера сразу вспоминается эпичный кидок: «Я не укладываюсь в сроки, потому что моя девушка требует больше внимания, но не могли бы вы уже сейчас отправить вторую часть оплаты? Потому что мне кушать нечего».
«А у вас сейчас нет для меня заказа? Нет? Может вы дадите мне денег в счет следующего заказа? Мы с девушкой женимся в воскресенье, нам не хватает денег, родители и так дали все, что могли».

Резюмируя: заказчика не волнует, почему вы срываете сроки. То, что вы их срываете, как и то, что вам «нечего кушать» — не его проблема, а только ваша, поэтому не грузите подробностями и помните о самоуважении.

2015-08-13 в 21:33 

Firesong
bet on both sides | do what you must
что вы посоветовали бы себе пять лет, год, месяц, день назад и поделитесь.
(я счас опять буду уточнять, что письменный переводчик и специфика сферы)

ПРОСИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ. Я невероятно жалею о том, что поздно понял всю мудрость этого действа, а потом какое-то время стеснялся. У любого заказчика, с которым вы сотрудничаете достаточное время и у которого о вас хорошее мнение, следует просить рекомендацию. Если работать через биржи, там проще с отзывами, а вот если сам, все сам... В общем, просить рекомендации/отзывы/что угодно еще, что можно при необходимости показать.
• Не пренебрегать дополнительным образованием и курсами. С бумажками.
• Никогда не складывать все яйца в одну корзину, как бы хорош ни был заказчик, не стоит обрывать сотрудничество со всеми другими. никогда нее известно, что случится, и что-то всегда должно быть про запас.

поделиться фрилансерской мудростью
• Отдельная рабочая почта. Строго. Отдельные рабочие мессенджеры. Вообще никогда и нигде не упоминаемые в сети вне рабочего контекста. Думайте о том, что увидит работодатель, когда гуглит вас (а он будет). Это, собственно, вариация на тему не распространения о своей личной жизни.
• Постоянное обновляемое резюме. В нескольких вариантах. Никогда не знаешь, как что повернется и где что подвернется.
• Несколько платежных систем или умение быстро сориентироваться и завести нужную. Как правило, заказчик присылает список систем/банков, с которыми работает, или просит такой же список от вас. У вас могут быть свои предпочтения, но в этом вопросе нужна определенная гибкость.
• Что касается музыки, не так давно я открыл для себя 8 tracks (есть сайт и приложение), и 90% времени работаю под них.

2015-08-13 в 22:41 

don_beedon
ну охуеть теперь
• Несколько платежных систем или умение быстро сориентироваться и завести нужную.

Я сразу напишу список актуального (для России), по убыванию популярности: Сбербанк, QIWI, Альфа-банк, WebMoney.
Лично я больше ничего не принимаю, этих за глаза хватает (в крайнем случае можно сделать перевод из любого банка).

Хотя однажды мне платили юнистримом или типа того. :facepalm:

2015-08-13 в 22:43 

tushkanchik
It's a wide wide world out there And life can be a love affair Or a cage of sheer despair You’re a choice millionaire. ©
1. Так как в работе случается "то густо, то пусто", хорошо иметь заначку на всякий случай. Тогда можно одалживать деньги у самого себя, если вдруг чего. )
2. Не забывать, что ты сам себе обеспечиваешь все прелести ТК в виде выходных и отпуска. Давать себе отдыхать, обязательно. Иначе можно заработаться настолько, что какое-то время в итоге не сможешь делать вообще ничего.
В моем случае сработало давать себе по два выходных в неделю. Они плавающие и не привязаны к календарным, но они обязательны. Бывают периоды авралов, когда приходится работать больше недели подряд, но это именно периоды, а не постоянное расписание.
3. Давать телу определенную нагрузку, разминаться, делать периодические перерывы в работе. Мне оказался нужен таймер, чтобы не сидеть перед монитором часами.
Да вообще тело и мозги - главный инструмент. Их лучше содержать в хороших условиях. =) Кормить, давать поспать, развлекать и все такое.

Рисовальная специфика. В первую очередь игровая, но и к другим рисовальным областям подойдет, наверное:
Помещать в портфолио в первую очередь именно то, над чем хочешь работать. Хочешь рисовать фентези - пусть в портфолио будет фентези, хочешь работать с персонажами - пихай персонажей. Лучше не сильно распыляться.

2015-08-14 в 01:03 

Firesong
bet on both sides | do what you must
Я сразу напишу список актуального (для России), по убыванию популярности: Сбербанк, Яндекс-деньги, Альфа и другие российские банки, PayPal
:D Это то, что предлагают все мои заказчики без исключения. С QIWI и Вебмани я не сталкивался никогда, мелькают иногда какие-то более редкие зверьки, но обычно этих хватает, чтобы договориться.
И Сбер, и Альфа, к слову, крали у меня деньги, поэтому ими я больше не пользуюсь, у меня ВТБ, но он в 95% устраивает всех, кто вообще работает с банками.

Не забывать, что ты сам себе обеспечиваешь все прелести ТК в виде выходных и отпуска. Давать себе отдыхать, обязательно. Иначе можно заработаться настолько, что какое-то время в итоге не сможешь делать вообще ничего.
Плюс овермного. Офигенно важный пункт, вот просто словами не передать.
добавлю два подпункта, пожалуй:
- у меня работает не просто два выходных в неделю, а два выходных именно подряд. Это удобней и с точки зрения куда-то податься, и выспаться, да и просто удобней. Не всегда получается, но как минимум две недели в месяц выходные должны быть подряд.
- так как "то густо, то пусто" действительно случается - уметь импровизировать. Если "пусто" случилось после нескольких рабочих дней, не надо проводить его, мониторя не пролетит ли где чего-нибудь на поработать. Это отличный повод устроить выходной, потому что потом может случиться "густо" и будет сложней выкраивать время.

2015-08-14 в 11:35 

tushkanchik
It's a wide wide world out there And life can be a love affair Or a cage of sheer despair You’re a choice millionaire. ©
И Сбер, и Альфа, к слову, крали у меня деньги
А как именно Сбер это делает?

так как "то густо, то пусто" действительно случается - уметь импровизировать.
Тут соглашусь.

2015-08-14 в 11:52 

Фионэль
Jette tei, meldo
И Сбер, и Альфа, к слову, крали у меня деньги
сбер ладно, как это делает альфа?!

2015-08-14 в 13:49 

Firesong
bet on both sides | do what you must
Сбер устроил мне танцы с приплясами. Мне перевели деньги, они не пришли на счет, сбер два месяца крутил носом с темой "деньги вам не поступили, вы неверно указали данные счета". Мы с работодателем разбирались вместе, деньги в итоге вернулись им, а потом у меня в выписке задним числом появилась отметка о том, что деньги на счет поступили и два месяца пролежали там, а потом был осуществлен их перевод работодателю, за который с меня содрали комиссию. На этом моменте я решил, что с меня хватит и закрыл счет в Сбере. У меня и до этого были случаи, когда они пытались зажать себе деньги, обычно я выходил в итоге без потерь, но тут решил, что с меня хватит.

Альфа потерял деньги, лежавшие на счету (счет был новый, карта еще нигде не использовалась и ее данных нигде не было, вероятность стороннего мошенничества исключена) и отказался вообще хоть как-то решать проблему. Все, собственно.

2015-08-14 в 13:50 

tushkanchik
It's a wide wide world out there And life can be a love affair Or a cage of sheer despair You’re a choice millionaire. ©
Firesong, аа, да, это мощно... Мне пока везло видимо. Я думала, речь идет о каких-то внезапных комиссиях, у меня разве что такое случалось.

2015-08-14 в 13:53 

Фионэль
Jette tei, meldo
Альфа потерял деньги, лежавшие на счету
сурово
про сбер охотно верю, такое часто у них бывает. про альфу, надеюсь, единичный случай такое

2015-08-14 в 13:55 

Firesong
bet on both sides | do what you must
tushkanchik, я всегда читаю договоры и правила полностью (кстати, это можно рассматривать как совет по теме поста, очень полезная привычка) еще на стадии выбора банка/сервиса, поэтому внезапных комиссий у меня не случалось. В любом случае, хотя комиссии иногда бывают грабительскими, но они взимаются официально и о них я бы не сказал, что у меня "крадут деньги" :D

2015-08-14 в 13:59 

tushkanchik
It's a wide wide world out there And life can be a love affair Or a cage of sheer despair You’re a choice millionaire. ©
Firesong, да, пункт полезный. )

2015-08-14 в 13:59 

Firesong
bet on both sides | do what you must
Фионэль, да, об Альфе в целом хорошие отзывы, и я сам больше не знаю никого, у кого были бы с ним проблемы, так что соглашусь, что это редкий единичный случай. Да и было это 10 лет назад уже ) Просто лично я туда больше не хочу.
Ну и в городе, где я сейчас живу, его все равно нет, так что мне он неудобен. )

2015-08-17 в 00:39 

don_beedon
ну охуеть теперь
А вот как примета :gigi:

• Если с самого начала с заказчиком что-то не ладится (возникают какие-то недопонимания, несущественные споры со стороны заказчика с условиями работы, торги и тд. и тп.), то скорее всего дальше будет только хуже. Исключения случаются, но риск потенциальных проблем увеличен.

2015-08-26 в 10:57 

Der Wolfsmann
Психоанализ: После него понимаешь себя не лучше, но зато уже знаешь почему. © Вернер Мич
Чтобы организовать себя, можно использовать метод Pomodoro — работать небольшими отрезками времени под таймер, потом перерыв от пяти до десяти минут, потом снова садиться работать. Сначала максимально концентрируешься, потом даешь мозгу отдохнуть, потом снова садишься работать. Очень помогает. Плюс в том, что когда ты говоришь себе "чувак, тебе надо поработать всего 25 минут" это звучит как-то спокойнее, чем "чувак, тебе надо написать 20 страниц до завтра/нарисовать кучу картинок/еще чего-нибудь". Ну и так по 25 минут работа движется незаметно.
Есть различные вариации. Например, Яна Франк использует отрезки по 45 минут. Об этом можно прочитать в ее книге "Муза и чудовище". Я же предпочитаю классические 25 минут, придуманные Франческо Чирилло. Его книгу об этом можно прочесть тут.
Вообще и там и там есть полезные советы по планированию. Например, Яна Франк предлагает записывать, на что вы тратите время. Так через пару месяцев можно четко представлять, после какого объема работы вы вообще ничего не можете, сколько займет тот или иной тип заказа. Это здорово поможет, особенно, когда заказчик спрашивает, сколько времени займет у вас выполнение работы.
В качестве таймера можно использовать телефон, собственно, таймер в виде помидорки или специальные программы. Мне нравится пользоваться Focus Booster. Так у меня в правом углу экрана всегда висит отсчет времени. Там же можно вводить заказчиков и высчитывать, сколько на кого времени ушло. Если, например, у вас почасовая оплата.

2015-08-26 в 10:58 

Der Wolfsmann
Психоанализ: После него понимаешь себя не лучше, но зато уже знаешь почему. © Вернер Мич
Чтобы организовать себя, можно использовать метод Pomodoro — работать небольшими отрезками времени под таймер, потом перерыв от пяти до десяти минут, потом снова садиться работать. Сначала максимально концентрируешься, потом даешь мозгу отдохнуть, потом снова садишься работать. Очень помогает. Плюс в том, что когда ты говоришь себе "чувак, тебе надо поработать всего 25 минут" это звучит как-то спокойнее, чем "чувак, тебе надо написать 20 страниц до завтра/нарисовать кучу картинок/еще чего-нибудь". Ну и так по 25 минут работа движется незаметно.
Есть различные вариации. Например, Яна Франк использует отрезки по 45 минут. Об этом можно прочитать в ее книге "Муза и чудовище". Я же предпочитаю классические 25 минут, придуманные Франческо Чирилло. Его книгу об этом можно прочесть тут.
Вообще и там и там есть полезные советы по планированию. Например, Яна Франк предлагает записывать, на что вы тратите время. Так через пару месяцев можно четко представлять, после какого объема работы вы вообще ничего не можете, сколько займет тот или иной тип заказа. Это здорово поможет, особенно, когда заказчик спрашивает, сколько времени займет у вас выполнение работы.
В качестве таймера можно использовать телефон, собственно, таймер в виде помидорки или специальные программы. Мне нравится пользоваться Focus Booster. Так у меня в правом углу экрана всегда висит отсчет времени. Там же можно вводить заказчиков и высчитывать, сколько на кого времени ушло. Если, например, у вас почасовая оплата.

2015-08-26 в 11:14 

don_beedon
ну охуеть теперь
Der Wolfsmann, ну я вот, если влилась в работу, поймала ритм и все такое — очень, ОЧЕНЬ недовольна, если приходится отвлекаться (по тому же таймеру). И вливаться потом по новой.

2015-08-26 в 11:19 

Der Wolfsmann
Психоанализ: После него понимаешь себя не лучше, но зато уже знаешь почему. © Вернер Мич
don_beedon, Ну тут каждому свое. Мне, например, психологически сложно осилить БОЛЬШОЙ объем работы, поэтому кусками у меня идет гораздо быстрее и продуктивнее.
Плюс многие отвлекаются во время работы на чтение почты/смс/звонки и прочее. Тут как бы смысл в том, что двадцать пять минут ты плотно работаешь, не отвлекаясь ни на что, а потом пять минут делаешь, что хочешь. Это помогает не размазать все на черт знает сколько времени. В общем, чтоб не получилось вот так:

2015-08-26 в 11:45 

Firesong
bet on both sides | do what you must
То есть если мне звонит заказчик или пришло срочное рабочее письмо, а у меня таймер еще не дотикал, мне "не отвлекаться"? :facepalm: Я так без половины заказов останусь.
Вообще мне как-то казалось, что во время работы "отвлекаются" на другие рабочие же процессы, а то, что на картинке - фантазии офисников о фрилансе. В реальной жизни оно как-то ближе к "сделал пять часов за три и махнул на речку на весь день", иначе зачем вообще фриланс? Если жизнь в режиме "надо сделать х работы за у часов" не подходит, а подходит "мы работаем от х до у" - в офисе будет проще.
Или когда срочка на 2 часа - вот только перерывы каждые 25/45 минут делать, ага.

Вообще у вас сфера какая? Я например не могу приложить ничего из сказанного к переводам - допустим, определить, сколько времени займёт работа, я могу исключительно глядя в конкретный текст, потому что то, что я вчера перевел 20 страниц за 20 минут (цифры условные, ессно) не имеет отношения к сегодня, если вчера у меня была бла-бла статья о моде, а сегодня - кусок из технической диссертации.
Может быть, это и было бы полезно в самом начале, но вообще это костыли какие-то, котррые скорее помешают, когда встанешь на ноги уже. Обычно с опытом на взгляд можно и сложность/время работы оценить, и время организовывать без таймеров. Ну или у меня впечатление такое, потому что я наблюдал людей, которые не могли "заставить себя работать" без приманки в виде таймера на эн минут, и это была вечная головная боль для остальной команды. Если сказать себе "я сажусь и делаю этот проект сейчас" не получается, пора менять проект, заказчика, сферу деятельности или фриланс на офис.

Не, перерывы во время работы нужны, конечно, но их частота и продолжительность зависят от каждого конкретного случая. А нередко вообще проще все быстро сделать, и свободен...
Но, повторюсь, это переводы. Мы уже много раз тут сталкивались с тем, что очень многое зависит от сферы.

2015-08-26 в 11:53 

Der Wolfsmann
Психоанализ: После него понимаешь себя не лучше, но зато уже знаешь почему. © Вернер Мич
Firesong,
В процентах 90 случаев срочное рабочее письмо может подождать 15-20 минут, от такой задержки еще никто не умирал.
Я копирайтер, пишу статьи разнообразные. Тут очень хорошо помогает прикидывать, сколько по времени занимает статья в зависимости от тематики.

2015-08-26 в 12:03 

Firesong
bet on both sides | do what you must
Der Wolfsmann, в 90% случаев если не ответил за 10 минут, пишут другому переводчику. Логика проста: не отвечает - значит занят/отсутствует = все равно не сможет взять работу. Но да, никто не умрет, с этим согласен.

2015-08-26 в 12:50 

tushkanchik
It's a wide wide world out there And life can be a love affair Or a cage of sheer despair You’re a choice millionaire. ©
Тут действительно очень много зависит от сферы и от личных особенностей работающего. Фриланс тем и крут, по-моему, что можно выбрать такой способ организации рабочего процесса, который именно тебе подходит. Мне кажется, тут каких-то истин в последней инстанции просто нету. Кому-то идут помидорки, кого-то тошнит от помидорок.

Короче, я из тех, кому таймеры очень помогают.
У меня вообще привычка постоянного учета рабочего времени осталась еще с тех времен, когда я тестировщиком работала. Там это было необходимо, потому что оплата была почасовая. Вечно всякие отчеты с часами за день и за проект писали.
Если у кого-то похожая система, вот несколько сайтов, помогающих вести учет рабочего времени:
www.toggl.com
www.manictime.com
motivateclock.org
Правда, честно, тут ни один мопед не мой. Я люблю вручную писать в банальном текстовом документе, мне так удобнее.

Привычку записывать и считать время перетащила в свое нынешнее рисование. Помогает отслеживать прогресс (типа раньше персонаж за 10 часов, теперь за 6 - ура, ура) и примерно рассчитывать, сколько на какую картинку уйдет. Вдвойне полезно, потому что в этой сфере оплата может высчитываться из расчета времени, потраченного на картинку.

Будильники на перерывы ставлю, потому что без будильника могу засидеться до отсиженных ног, больной шеи и больных глаз. Только у меня система более гибкая, нет четкого 25 или 45 минут. Скорее смотрю, насколько хорошо я в тот или иной день сосредотачиваюсь и со скрипом ли у меня работа идет. Если со скрипом, то и на двадцатиминутные отрезки все могу делить. Если затягивает, то где-то до часа. Дальше лучше все равно встать и хоть маленько размяться.

Еще одна штука, которая кому-то может пойти: стараться сделать всю дневную норму работы до определенного времени, чтобы точно знать, что вечер будет свободен и отдан под отдых и всякие другие дела. Кого-то такое может наоборот раздражать и заставлять излишне торопиться.
Я тут еще не определилась и шшупаю. =)

2015-08-26 в 16:28 

Himmelblau
Mind shall not falter nor mood waver
Не знаю, я вот переводчик/редактор и вполне себе использую метод помидорок. Конечно, если таймер прозвенел, а я вижу, что еще пять предложений и все, конец документа, то я сначала добью работу, ну и т.п. Это ведь довольно гибкая система. И мне с ней легче.

2015-08-27 в 21:34 

Bernadett-e
В море соли и так до чёрта, морю не надо слёз.
Постарайтесь не связываться с вебмани.

плюс много.

2015-08-27 в 21:40 

don_beedon
ну охуеть теперь
Беатрикс, ну не надо нагнетать. Я с wm с 2008. Где-то с 2010 (даже примерно не помню, но давно) с персональным аттестатом. И вот ни разу они меня не расстраивали, ттт.
Даже qiwi уже успели, хотя они и хороши, а про банки я вообще молчу.

Недостатки есть у всех.

Другое дело, что на wm нынче платят в основном динозавры. :alles:

2015-09-29 в 20:37 

noss.
мой любимый-дорогой Pressfeed сегодня опубликовал в своем блоге 6 простых, но важных советов журналисту на фрилансе
советы хоть и правда очень простые, думаю, они будут полезны всем, поэтому предлагаю поднять пост и обсудить )

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Фрилансеры на @дневниках

главная